Основания для обмена товара надлежащего качества

Многие потребители страдают от необоснованных и неправомерных действий продавцов именно в ситуациях, когда хотят вернуть или обменять товар надлежащего качества. Обмен товара возможен, если он не подошел:
  • по размеру;
  • по габаритам;
  • по фасону;
  • по комплектации;
  • по расцветке;
  • по форме.
Условия обмена товара надлежащего качества:
  1. Товар не был в употреблении;
  2. Сохранен его товарный вид;
  3. Сохранены потребительские свойства товара;
  4. Сохранены пломбы и фабричные ярлыки;
  5. Имеется документ об оплате товара либо свидетели покупки.
Требование об обмене товара надлежащего качества может быть предъявлено только продавцу. Ни изготовитель товара, ни импортер, ни иные лица не обязаны производить обмен качественного товара.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Существуют товары, не подлежащие обмену. Они приводятся в перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
Если на день обращения потребителя к продавцу в продаже отсутствует аналогичный товар (тот, который потребитель хотел бы получить в обмен), то потребитель вправе:
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи;
  • и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы.
В этом случае продавец обязан возвратить потребителю уплаченную за товар денежную сумму в течение трех дней со дня возврата потребителем товара (пункт 2 статьи 25 Закона о ЗПП).
Законом предусмотрен и другой вариант разрешения данной ситуации: по соглашению потребителя с продавцом обмен может быть произведен при его поступлении в продажу. В этом случае Закон о ЗПП обязывает продавца незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу. Если же продавец не сообщит потребителю о поступлении в продажу аналогичного товара, последний вправе предъявить в суде иск о понуждении продавца обменять товар, взыскании причиненных убытков и компенсации морального вреда.
ВНИМАНИЕ! Если продавец сразу же не обменял товар – обязательно письменно зафиксируйте дату обращения. Для этого напишите продавцу заявление об обмене товара в двух экземплярах, один из которых вручите продавцу, а на втором потребуйте проставить отметку о принятии (дату, печать, подпись и ее расшифровку).
В случае если товар, на который производится обмен, дороже первоначального товара, то потребитель должен произвести соответствующую доплату. И наоборот – если новый товар дешевле первоначально приобретенного, то разницу в цене продавец обязан возвратить потребителю.
Если же продавец отказывается удовлетворить, то потребитель вправе взыскать стоимость товара с продавца через суд. В этом случае с продавца, помимо стоимости товара, буду взысканы:
  • проценты за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса РФ;
  • компенсация морального вреда;
  • штраф в размере 50% от суммы, взысканной в пользу потребителя;
  • расходы на оплату услуг Вашего представителя в суде;
  • государственная пошлина;
  • причиненные потребителю убытки;
  • расходы по проведению экспертизы (если таковая проводилась).
Нередко продавцы, чтобы избежать обмена товара, утверждают, что он был в употреблении. Чтобы доказать обратное, потребуется провести экспертизу. К сожалению, закон не устанавливает обязанности продавца провести экспертизу товара за свой счет, поэтому экспертизу придется оплатить самому потребителю. Однако стоимость этой экспертизы будут взысканы с продавца в пользу потребителя.
Нередки случаи, когда продавцы не просто отказываются обменивать качественный товар, но еще и включают соответствующее условие в текст договора, товарной накладной или других документов на товар (например, «товар возврату и обмену не подлежит»). Если вы столкнулись с такой ситуацией, то необходимо иметь в виду следующее:
  1. Согласно п.1 ст.16 Закона о ЗПП, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Это означает, что даже если вышеуказанное условие включено в текст договора, оно является недействительным и не лишает Вас права на обмен товара;
  2. Включение таких условий в договор – нарушение, за которое установлена административная ответственность статьей 14.8 КоАП РФ.
В очередной раз напоминаем телефон «горячей линии» по защите прав потребителей 31-1-82.
 

Карта сайта Версия для печати © 2009 - 2019 Администрация Орловского района Ростовской области