Защитить потребителей по-новому
С 1 сентября 2022 г. у потребителей появится больше возможностей для защиты своих прав. А все потому, что начнет действовать новая редакция ст. 16 Закона о защите прав потребителей. Станет понятнее, какие условия договора считаются недопустимыми и когда можно требовать возмещения убытков. А еще не придется передавать свои персональные данные из-за одной только прихоти продавца или исполнителя услуг.
В погоне за прибылью недобросовестные продавцы пытаются продать побольше и взять на себя минимум ответственности. Нередко с потребителем заключается договор, условия которого ущемляют его права. Суды признают такие условия недействительными, но продавцы продолжают их включать в договоры.
Потребитель вправе требовать возмещения своих убытков в случае включения в договор условий, ущемляющих его права. В обновленной ст. 16 Закона о защите прав потребителей будет дан перечень таких условий. Требование потребителя должно быть удовлетворено в течение 10 дней.
Причем потребовать возмещения убытков потребитель сможет не только от продавца, изготовителя товара, исполнителя работ или услуг, но и от импортера или владельца агрегатора. Поясним: импортером является организация, которая ввезла на территорию России товар (автомобиль, бытовую технику и т.д.). Причем импортер будет отвечать перед потребителем за качество товара, даже если потребитель купил его на вторичном рынке, т.е. не у импортера. А агрегаторами являются сайты, которые размещают на своих интернет-страницах информацию о товарах различных производителей и продавцов. Например, агрегаторами считаются «Яндекс.Маркет», Ozon, AliExpress, Wildberries и пр.
Условия договора, которые ущемляют права потребителей
С главным мы разобрались: закон запрещает включать в договор условия, ущемляющие права потребителя. Теперь повнимательнее рассмотрим некоторые уловки недобросовестных продавцов.
1. «С вас 1000 рублей за товар и 100 рублей за услугу, которая оплачивается дополнительно».
Потребителю нельзя навязывать дополнительные платные работы и услуги. Их предоставление возможно лишь с его письменного согласия (или с согласия в иной форме, если это предусмотрено законом). Потребитель вправе отказаться от оплаты навязываемых ему работ и услуг. Если же они уже оплачены, потребитель может потребовать возврата денег.
2. «Срок подарочной карты истек. Деньги не верну».
Нельзя ограничивать потребителя в средствах и способах защиты прав, установленных законом.
Например магазин включил в договор пункт о действии подарочной карты в течение одного года, по истечении которого она аннулируется – и денежные средства не подлежат возврату. Это нарушение закона. Если договор не исполнен, то магазин по требованию потребителя должен вернуть этот аванс Невозвращенная сумма аванса является неосновательным обогащением и может быть взыскана с магазина в судебном порядке.
3. «Считаешь, что товар некачественный? Докажи».
Потребитель не обязан доказывать обстоятельства, если это не предусмотрено законом. Однако в договорах порой указывается, что потребитель обязуется самостоятельно провести проверку качества товара (обратиться к эксперту-товароведу и оплатить его услуги). По закону проверку качества обязан провести продавец, а не покупатель, причем за свой счет (п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей).
4. «Нет чека на товар с недостатками – возврату он не подлежит».
Удовлетворение требований потребителя в отношении товара с недостатками не может зависеть от условий, не связанных с такими недостатками. Например, продавец не вправе указать в договоре на невозможность замены некачественного товара, если не сохранен кассовый чек (ст. 18 Закона о защите прав потребителей).
5. «Если товар имеет незначительные механические повреждения, то замене он не подлежит».
Запрещается ограничивать право потребителя на выбор требования к продавцу, если ему был продан некачественный товар. В подобных случаях потребитель независимо от договора вправе требовать: (1) замены товара таким же; (2) замены его таким же товаром другой марки с соответствующим перерасчетом цены; (3) соразмерного уменьшения цены товара; (4) незамедлительного бесплатного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление; (5) возврата уплаченной за товар суммы после отказа от покупки.
Если же была некачественно оказана услуга или выполнена работа, потребитель вправе требовать от исполнителя: (1) бесплатного устранения недостатков такой услуги или работы; (2) уменьшения цены; (3) повторного бесплатного изготовления вещи или выполнения работы; (4) возмещения понесенных потребителем расходов по устранению недостатков.